понедельник, 8 декабря 2014 г.

Как помочь бедным стать богаче ?

В 21 веке от современных западных гуру бизнеса мы часто слышим, что деньги - это хорошая и "правильная" мотивация для жизни в современным обществе. Деньги - это не зло, а средство для воплощения ваших желаний. Но как показывает практика, деньги в обществе распределены крайне неравномерно и, возможно, несправедливо ;)  Богатые готовы отдавать часть своей прибыли, чтобы помочь бедным. Но как же лучше распорядиться этими денежными "излишками" и делать это эффективнее, чем в прошлом ?
Предлагаю вам ознакомиться с подходом, предложенным не очень популярным западным экономистом Эрнстом Шумахером. Цитата из его книги "Малое прекрасно " или
«Small is Beautiful, A Study of Economics as if People Mattered» (1973 г) из главы "Два миллиона деревень"
...

Лучшая помощь — помощь интеллектуальная, то есть
передача полезных знаний. Передача знаний гораздо пред-
почтительней передачи материальных благ. На то есть много
причин. В любом деле навык и умение приобретается лишь
через искренние усилия и даже лишения. Материальный
подарок достается получателю без всяких усилий и жертв,
поэтому он редко воспринимается как что-то «свое». Чаще
всего к нему относятся легкомысленно, как к упавшему
с неба счастью. Подарок в виде интеллектуальных благ,
подарок знаний, — это совсем другое дело. Без искреннего
усилия по усвоению знаний получатель не получает
никакого подарка. Принять такой подарок и сделать его
«своим» — это одно и то же, такой подарок в огне не горит и
в воде не тонет. Дар материальных ценностей делает людей
зависимыми, дар знаний освобождает их, при условии,
конечно, что это знания полезные. Передача знаний также
имеет долгосрочный эффект и непосредственно относится
к понятию «развитие». Как говорится в пословице: покорми
человека рыбой, и ты ненадолго утолишь его голод, но
научи его ловить рыбу, и он сможет всю свою жизнь сам
добывать себе пищу. Точно так же можно сказать: дай
человеку удочку, и это влетит тебе в копеечку, а результат
почти нулевой. Но даже если у него получится удить, то он
будет зависеть от тебя и постоянно просить новые удочки
взамен сломавшихся. Но научив его делать удочку своими
руками, ты поможешь ему не только обеспечить себя пищей,
но также стать самодостаточным и независимым.

Основная забота разработчиков программ помощи —
сделать людей независимыми и уверенными в своих силах,
щедро обеспечить их полезными методами помощи самим
себе. Этот подход, между прочим, имеет и другое преиму-
щество: относительная дешевизна. На сто фунтов стер-
лингов можно снабдить средствами производства одного
человека, но на те же деньги можно обучить сотню человек
изготовлению для себя орудий труда. Возможно, в некоторых
случаях начальная материальная поддержка поможет
запустить и ускорить процесс; но наличие материальных
средств вторично. Кроме того, если уровень технологии
правильно подобран, те, кто хочет работать, скорее всего
смогут оборудовать себе рабочее место за свой счет.



Как я уже сказал, у бедных людей относительно простые
потребности, и они ждут помощи именно в своих занятиях и
в удовлетворении своих основных нужд. Они, без сомнения,
способны помочь себе сами и могут полагаться на свои силы,
иначе не выжили бы в современном мире. Но их собственные
методы часто слишком примитивны, неэффективны и недей-
ственны; эти методы требуют усовершенствования при по-
мощи новых для них (но не для нас) знаний.
Совершенно
неверно предполагать, что бедные обычно не хотят перемен,
относятся к ним с подозрением и даже противодействуют
им. Просто перемены должны органично вписываться в их
существующий образ жизни и занятия.
А как еще относиться
к революционным изменениям, предлагаемым городским
«белым воротничком»? Он не вылезает из своего офиса и
обращается к бедному примерно так: «Эй ты, не путайся
под ногами и дай мне показать тебе всю твою никчемность.
С иностранной помощью и импортным оборудованием эту
работу можно сделать куда лучше, чем ты».
Так как потребности бедных людей достаточно про-
сты, набор требуемых исследований не столь уж велик.


При систематическом подходе с этой задачей вполне
можно справиться, однако, здесь не обойтись без новой
организационной структуры, отличной от существующей,
которая в основном ориентирована на распределение финан-
совых средств. В настоящее время и в странах-кредиторах, и
в странах-получателях реализацией программ по развитию
занимаются преимущественно государственные органы, то
есть чиновничий аппарат. У них нет образования и опыта
предпринимателя и инноватора; они не разбираются ни в
производственных процессах, ни в ведении коммерческих
дел, ни в разрешении проблем общения. Конечно, им
отведена важная роль, и преуменьшать ее не стоит. Но
сами по себе они бессильны. Чиновники должны работать
в тесном контакте с людьми из других слоев общества:
промышленниками и коммерсантами, которые наработали
огромный опыт в успешном ведении коммерческих дел
(не выплатил вовремя зарплату — вылетел в трубу); с
профессионалами, учеными и исследователями, профес-
сорами, журналистами, специалистами в области образо-
вания и т.д., у которых есть время, возможности, способ-
ности думать, излагать свои мысли на бумаге и доносить
их до других людей. Для успешной реализации программ
развития необходимо тесное взаимодействие всех трех
групп. И в странах-донорах, и в странах-получателях по-
мощи необходимо наладить сотрудничество между чинов-
никами, предпринимателями, интеллектуалами и профес-
сионалами в разных областях.
Только наладив такое взаимо-
действие, можно достигнуть реальных успехов в решении
столь сложных проблем развития.
В богатых странах найдутся тысячи талантливых людей
из всех трех групп, которые бы с готовностью внесли
посильный вклад в борьбу с бедностью, вклад, выходящий
далеко за рамки бездумного отстегивания денежных
средств. Но, к сожалению, у них нет особых возможностей
применить себя в этом деле. В бедных же странах люди,
получившие хорошее образование, находятся в привиле-
гированном меньшинстве и зачастую следуют моде, зада-
ваемой богатыми странами — это еще один аспект ненаме-
ренного неоколониализма. Они занимаются всем, только не
проблемами, напрямую связанными с бедностью их сограж-
дан. Таких людей нужно вдохновить и показать четкий путь
к решению насущных проблем их общества.

Итак, необходимо мобилизовать полезные бедным знания
через объединение усилий желающих помочь (такие люди
найдутся повсюду, как в бедных, так и в богатых странах),
а также наладить сотрудничество трех групп: чиновников,
предпринимателей, интеллектуалов. Это задача требует
некоторых затрат, но не огромных. Я уже упоминал, что всего
лишь один процент средств, выделяемых Великобританией
на развитие, обеспечил бы такому подходу долговременную
финансовую поддержку. Таким образом, не нужно ломать
старые и лихорадочно изобретать новые стратегии помощи.
Нужно лишь изменить образ мышления и методы действия.
В теории новая политика может выглядеть очень заманчиво,
однако, необходим новый порядок организации, потому как
успех политики заключается в успешном ее воплощении..

Для реализации предлагаемого подхода необходимо
сформировать инициативные группы не только в странах-
кредиторах, но, что даже важнее, в самих развивающихся
странах. В идеале, инициативные группы, состоящие из
чиновников, предпринимателей и интеллектуалов, должны
находиться вне государственной машины, другими словами,
они должны быть неправительственными организациями.
Вполне возможно, что такие организации могут быть созда-
ны на базе уже существующих неправительственных орга-
низаций, занимающихся проблемами развития.




Создание такой инфраструктуры — дело новое. В нем не
обойтись без метода проб и ошибок. Но и на пустом месте
начинать не приходится — большое количество знаний и
технологий уже существуют и ждут, чтобы их собрали
воедино и систематически разработали. Будущий успех
помощи развитию будет зависеть от упорядочивания и
передачи по-настоящему нужных знаний — эта задача нам
под силу, она четко определена и полностью обеспечена
имеющимися ресурсами.
...
Как и многие тренеры успеха Э Шумахер предлагает обратить внимание на человека, а не заваливать его подарками или просто давать деньги. Но в отличие от типичного западного "коуча" он показывает немного иной способ как эффективнее осуществлять эту помощь для групп людей, надеющихся на улучшение своего существования, не возлагая всю ответственность за провал на неспособности и лень бедного человека.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий